Работа педалями на механике для новичков

Приобретая автомобиль, люди оказываются не только перед выбором марки, разновидности кузова, цвета, но и типа трансмиссии. Машины с механической коробкой дешевле аналогов с АКПП, но для новичков работа с МКПП представляет определенные сложности. В некоторых автошколах предоставляются услуги по обучению вождению только на «автомате». В таком случае законно пересесть за механику не получится, а наоборот – без проблем.


Расположение педалей

Чтобы предотвратить путаницу и быстро освоить разные модификации транспорта, во всех автомобилях с МКПП три педали расположены одинаково.

Среди них:

  1. Газ. Находится с правого края, предназначена для корректировки подачи топливной смеси за счет силы нажима (дроссельная заслонка сильнее открывается или закрывается). Усиление давления на педаль провоцирует увеличенное поступление горючего в камеру сгорания с повышением скорости движения. При снижении нажима или отпускании акселератора наблюдается уменьшение оборотистости двигателя.
  2. Тормоз. Педаль расположена посредине, отвечает за падение скорости и остановку машины. При нажатии колодки прижимаются к дисковым или барабанным элементам системы.
  3. Сцепление. Находится с левого края, обеспечивает передачу крутящего момента от ДВС к колесам. При переключении режимов КПП всегда требуется нажатие педали. Давление осуществляют «в пол», отпускают плавно, без рывков. Нажатый элемент сцепления идентичен нейтральному положению кулисы, обеспечивает разрыв взаимосвязи между колесами и двигателем.

Расположение ног на педалях и особенности переключения передач

Ноги на педали ставят так, как показано ниже на картинке.


На рукояти задний режим может находиться параллельно первому диапазону. Если отсутствует спецзащита для активации задней передачи, новичок может перепутать ее с первой, что чревато неприятностями на дороге.


Расположение заднего диапазона напротив пятого защищает от перемещения в неправильном направлении. Вождение ТС с механикой имеет свои правила, которые водитель должен освоить, чтобы корректно управлять автомобилем, не опасаясь маневров в любых условиях.


Как тронуться

У начинающего водителя возникают сложности при старте на авто с механикой. Чтобы начать движение с ровной площадки, необходимо выполнить следующие манипуляции:

  • полностью выжимают педаль сцепления;
  • перемещают рукоять консоли на первую передачу;
  • плавно уменьшают нажатие в период снижения оборотистости на 150-200 об/мин с последующим усилением до 1350-1800 об/мин в момент схватывания (легким выжимом педали акселератора);
  • продолжают аккуратно отпускать сцепление, корректируя оборотистость ДВС газом.

Правильное переключение

Во время старта с горки новичку необходимо поставить ТС на ручник, во избежание отката. При реакции машины рукоять отжимают, увеличивая не спеша газ. Неправильная работа со сцеплением вызывает дерганье авто, глушение двигателя с рывками. Это провоцирует интенсивный износ коробки передач, двигателя.

Правильно переключать режимы на механике при 2-3 тысячах оборотах в минуту. Если нужно поднять показатель до 2500-3500 при разгоне, быстро переводят ручку на повышенную ступень с мягким давлением на газ после полного сброса сцепления. При замедленной смене передач оборотистость снизится, что влечет усложненный набор скорости. Диапазоны будут меняться у новичков замедленно. Рекомендуется перед повышением ступени довести обороты до 3,0-3,5 тысяч об/мин.

Нюансы торможения на МКПП

Правила торможения ТС с механикой:

  • бросают газ, затем сцепление;
  • активируют тормоз до оборотистости, максимально приближенной к холостой;
  • вдавливают сцепление;
  • при движении свыше 60 км/ч выбирают пониженный режим, повторяя процедуру;
  • на низкой скорости рукоять коробки передач ставят в нейтральную позицию, окончательно останавливают машину выжимом педали тормоза.

В экстренных случаях используют только педаль, процесс будет осуществляться за счет уменьшения оборотов. Работу с педалью облегчает вакуумный усилитель, который функционирует только при включенном двигателе. Если транспортное средство заглохнет на нейтралке или при утопленном сцеплении, тормозной путь существенно вырастет, а педаль будет работать неэффективно.


Принцип действия кулисы МКПП

Каждую передачу включают в работу при достижении определенных показателей. Невзирая на разницу мощности, динамики и других характеристик транспортных средств, предусмотрены общие принципы и условия выбора режимов. Переход на любую ступень осуществляется при 2600-3000 (спокойная езда) и 3500-4500 (разгон, активный стиль вождения) оборотах в минуту.

Специфика передач пятирежимной МКПП при нормальном стиле перемещения:

  1. Задняя. Служит для маневров и движения назад, выезда, обходе препятствий. Манипуляция выполняется на частично отжатой педали сцепления, что повышает безопасность езды.
  2. Нейтральная. Рукоятка находится в средней, свободной позиции, контролируется раскачиванием в стороны. Незатрудненный ход ручки свидетельствует о выборе нейтрального (холостого) хода, прерывающего взаимосвязь колес с двигателем.
  3. Первая. Используется для начала перемещения авто вперед. Скоростной порог составляет 60-70 км/ч, рекомендуемый переход на следующий режим – 20-25 км/ч.
  4. Вторая. Скоростной диапазон – 25-50 км/ч, переход на следующий этап – 40-50 км/ч. Один из важных режимов при перемещении в городских условиях и по бездорожью.
  5. Третья, четвертая, пятая. Показатели переключения по максимуму – 60-70/75-90/91 и более км/ч, соответственно. Подходящий режим работы ДВС и уменьшенное потребление горючего наблюдаются на пятой передаче при 95-110 км/ч.

Чем мощнее автомобиль, тем на большей скорости выполняется переключение режимов МКПП. В ТС с дизельными моторами оборотистость ниже бензиновых агрегатов. Это обусловлено конструкционными особенностями ДВС и достижением предельного момента кручения на низких оборотах.

Окно